15.11.2016 17:38
Аналитика.
Просмотров всего: 6639; сегодня: 1.

Обзор Investpoint: Кто заинтересован в финансовой грамотности россиян?

Уровень финансовой грамотности россиян в 2016 году вырос в среднем на 2 п.п., но остается низким

По данным Всемирного банка, в России 67% пользователей финансовых услуг с уровнем доходов низкого и среднего уровня не понимают важности формирования «финансовой подушки», а 38% граждан данной категории перед оформлением кредита не проводят никакого сравнительного анализа ставок и условий по кредиту. 61% пользователей финансовых услуг со средним уровнем дохода и ниже не знают в какую службу можно обратиться в случае обмана со стороны кредитно-финансовой организации, что объясняется низким уровнем финансовой грамотности населения.

По данным исследования Global Financial Literacy Survey осуществленного S&P лишь 38% совершеннолетних граждан России в 2015 году могли быть охарактеризованы как финансово грамотные, что немногим выше базовой планки усредненного мирового показателя в 33%. При этом 50% активно берущих кредиты у финансовых организаций россиян, нельзя охарактеризовать как финансово грамотных. Для сравнения, согласно результатам исследования, показатель финансовой грамотности среди граждан, проживающих на территории Евросоюза, составляет 50%, а среди категории населения, активно взаимодействующей с финансово-кредитными организациями – 60%. В США 57% граждан финансово грамотны, и только в Азии данный показатель ниже, чем по России – 27%.

«Именно низкий уровень понимания необходимости формирования «финансовой подушки» сегодня является одной из главных причин слабого проникновения страхования жизни в России. Данный показатель по России колеблется в районе 4%, в то время как в ряде стран Евросоюза данный показатель может превышать 90%», - подчеркнула во время недавнего семинара для представителей СМИ Алена Букашкина, директор клиентского сервиса компании PPF Страхование жизни.

Осознавая относительно невысокий уровень финансовой грамотности населения России, Минфин и Центробанк стремятся решить данную проблему. Флагманский проект по повышению общего уровня финансовой грамотности населения был разработан Министерством финансов при поддержке Всемирного банка и носит название «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в российской федерации». В рамках данного проекта на регулярной основе проводятся открытие уроки, лекции, семинары, вебинары, мастер-классы и масштабные программы.

«Почему Минфин и Центробанк стремятся к повышению уровня финансовой грамотности граждан вполне очевидно, это входит в их обязанности. Тем более в период кризиса необходимо объяснить населению базовые принципы функционирования экономики для того, чтобы среднестатистический гражданин видел, какие шаги предпринимаются для достижения тех или иных задач», - пояснил Главный аналитик Investpoint Александр Вебер.

Финансовые организации также активно участвуют в реализации данного проекта, в первую очередь, выступая партнером наиболее масштабного мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения - «Всероссийской недели сбережений», которая в этом году охватила порядка 1,5 миллиона человек. Компании предоставляют своих специалистов в качестве преподавателей и лекторов, а также организуют лекции, семинары и вебинары в своих офисах.

И за последние 2 года государственные и корпоративные программы содействия повышению уровня финансовой грамотности принесли положительные результаты. В частности, по данным Всемирного банка в 2016 году, процентное соотношение граждан с низким и средним уровнем дохода, которые понимают корреляцию между уровнем рисков и уровнем доходности финансовых инструментов, увеличилось на 2 процентных пункта, составив 65% по отношению к 2015 году.

Однако данный показатель среди учеников средней школы и колледжей находится на уровне 52%, что демонстрирует снижение на 3 п.п. по отношению к 2015 году, когда данный показатель находился на уровне 55%.

«Именно по этой причине приоритетом сегодня, как для государства, так и для нашей компании, является повышение уровня финансовой грамотности среди молодежи, поскольку позволяет воспитывать культуру управления личными финансами с ранних лет. В марте этого года в рамках II Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи наши сотрудники провели 160 лекций по финансовой грамотности в 41 городе России. Всего лишь за две недели в них приняли участие более 6 500 человек», - рассказала начальник Управления маркетинга и связей с общественностью PPF Страхование жизни Мария Ратникова.

Наиболее активными партнерами программ повышения финансовой грамотности являются банки и платежные системы, причем вне зависимости от величины организации. В то время как крупные организации располагают обширными ресурсами для охвата широкой аудитории, они больше работают в оффлайн среде. К примеру, в рамках Всероссийской недели сбережений в конце октября Хоум Кредит провел более 80 мероприятий по финансовой грамотности в более чем 50 городах России. Менее крупные компании, напротив, чаще всего осуществляют просветительскую активность в онлайн среде. К примеру, по словам создателя "Домашней Бухгалтерии" Павла Козловского, компания активно развивает собственный информационный портал, фокусируясь на теме учета личных и семейных финансов, охватывая как минимум 35 000 регулярных читателей. По словам представителя «МигКредит» Зинаиды Серебряковой компания активно публикует экспертные материалы и комментарии на тему вопросов финансового планирования, в частности на портале Банки.ру.

«Почему финансовые организации заинтересованы в повышении уровня финансовой грамотности населения тоже понятно – чем больше гражданин осведомлен о том, какие вообще существуют финансовые инструменты, как осуществлять финансовое планирование, как накопить на пенсию, как формируется ставка депозита или кредита, тем меньше будет проблем, как у самого клиента, так и у организации», - объяснил главный аналитик Investpoint Александр Вебер.

С ним согласна директор по маркетингу МФО «Срочноденьги» Маргарита Пыркова: «Вопросу повышения финансовой грамотности населения наша компания уделяет пристальное внимание, что обусловлено, в первую очередь, крайне искаженным пониманием большинством специфики работы микрофинансовых организаций. Более того, у многих, к сожалению, страдает финансовая дисциплина и планирование собственного бюджета, из-за чего, как правило, возникают просрочки по платежам».

Для того чтобы как клиент, так и организация могли избежать дальнейших проблем, «Срочноденьги» разработали карманные буклеты-гармошки, в которых содержатся короткие и ясные ответы на наиболее популярные вопросы о займах. По данным компании, с момента запуска данного проекта летом текущего года было распространено свыше 160 000 экземпляров.

Также компании нередко прибегают к креативным методам, к примеру, PPF Страхование жизни разработала финансовую игру Drive your life, которая за 2,5 часа игры позволяет смоделировать все ключевые жизненные ситуации, такие как покупка квартиры, накопления на обучение ребенка, формировании пенсии и т.д., позволяя участникам понять насколько эффективен тот или иной финансовый инструмент.

В российских школах банк Хоум Кредит проводил деловую игру «Полезные деньги», обучая школьников в игровой форме планированию бюджета и демаркации желаемых покупок от необходимых. А студентам ВУЗов банк предложил полноценную бизнес-симуляцию «Сам себе банкир», которая копировала структуру работы банка и позволяла понять его внутреннюю структуру. Со своей стороны, МФО «Срочноденьги» занимается публикацией комиксов, в которых персонажи сталкиваются с проблемами использования финансовых продуктов, а герой дает ценные указания и советы, как избежать подобных ситуаций.

На текущий момент Всемирный банк оценивает текущий прогресс реализации поставленных целей в России на высоком «зеленом» уровне.


Ньюсмейкер: Investpoint — 10 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
26.12.2024 11:42 Аналитика
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
Передача изображения Юрий Гагарина во время его космического полета стала первым шагом на пути создания космического телевидения. Но чтобы получить картинку из космоса, советским инженерам пришлось изрядно потрудиться. Как сообщает пресс-служба Новгородского государственного университета имени...
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
26.12.2024 02:04 Аналитика
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
Российские управленцы сегодня активно инвестируют в собственное образование и профессиональный рост. Корпоративная библиотека Alpina Digital помогает им быть в курсе трендов и получать знания от ведущих мировых экспертов. Ежегодно в декабре мы публикуем рейтинг материалов, которые были наиболее...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
26.12.2024 00:04 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления при поддержке АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные...